
Страна гигантских кузнечиков
Два наркомана приехали в Австралию,
увидели прыгающего кенгуру:
– Прикинь, какая у них тут должна быть “трава”,
если такие кузнечики!
Анекдот
Австралия. Страна 03. Страна наоборот. Страна Даун Андер (Вниз-и-под), как называют ее сами австралийцы (это ежели смотреть на нее со стороны Великобритании, откуда суть пошли первые австралийские поселенцы). Самый маленький континент и самый большой остров одновременно. Страна, где все наоборот, даже звезды другие. Страна, чье население насчитывает около 19 миллионов человек (для тех, кто не ориентируется в цифрах, это примерно полторы – две Москвы) разных национальностей, вероисповеданий и цвета кожи. А также разных исторических возрастов. Это страна, куда, помимо всего прочего, эмигрировали и наши соотечественники, в результате чего мы с полным правом можем гордиться тем, что внесли свой посильный вклад в формирование австралийского генофонда. И даже не это является самым главным. Самое главное – это красивые легенды и мифы, красивая история и не менее красивая современность.
Мифы
“Ну, почему аборигены съели Кука?”
Покажите мне человека, не знакомого с печальной историей Джеймса Кука – знаменитого мореплавателя и первооткрывателя Австралии, который мужественно пошел на контакт с австралийскими аборигенами и которого эти добродушные местные жители благополучно съели. Но мало кто знает, что этот, казалось бы, незыблемый факт таковым не является. Более того, он весьма далек от истины, ибо содержит сразу две исторических неточности.
Сказать, кто первым открыл Австралию, представляется весьма сложным. Начнем с того, что впервые об этой земле заговорил Птолемей, назвав ее “Терра Инкогнита” (Неизвестная земля), а в 17 веке отважные европейские покорители морей, погрузившись, на корабли, ринулись открывать новые просторы. И к моменту прибытия Кука у берегов Австралии уже побывали голландские и испанские мореплаватели. Так что Кук, можно сказать, шел уже по проторенной дорожке. Однако, и здесь пальма первенства, безусловно, принадлежит ему, Кук был первым из европейцев, кто пошел на контакт с аборигенами. Причем делал он это трижды (именно столько австралийских путешествий Кука насчитывает история).
Во время последнего путешествия Кук погиб – его банально убили во время стычки с племенами Полинезии. Да-да. Именно убили, а не съели, как привыкли считать многие из нас, ибо среди австралийских аборигенов каннибализм был не в моде. Но погибнуть во время стычки – это так обыденно! Наверное, поэтому легенда о ритуальном поедании первооткрывателя оказалась настолько живучей.
История: “Сорок тысяч лет Спячки – двести лет Кошмара!”
Эпизод первый: “Мы помним, как все начиналось”
Всю австралийскую историю можно разделить на две части. Первая из них – доевропейская, протяженностью 40000 лет, небогатая событиями и характеризующаяся как период спячки. Вторая часть – современная, лет 200 с небольшим, насыщенная событиями, в корне изменившими медленное и неспешное существование континента.
Виновником такой периодизации по праву можно назвать вышеупомянутого Джеймса Кука, который застолбил Австралию для Великобритании. Долгое время британские власти на нее просто не обращали внимания. До тех пор, пока кому-то в голову не пришла гениальная идея сделать Австралию тюрьмой. Одной гигантской тюрьмой, выхода откуда не было.
И вот, в 1788 г. на ни о чем не подозревающий континент прибыла первая партия из 750 английских каторжан-мужчин. Вскоре прибыла вторая партия – 222 женщины, осужденные за грабеж, убийства и проституцию. Можно себе представить, что это был за контингент! День высадки заключенных (26 января 1788 года) является Днем Австралии – самым главным австралийским праздником! За сто последующих лет сюда по этапу было переправлено 160 тыс. заключенных, из которых всего 25 тыс. были женщинами. Нехитрые математические расчеты показывают, что на одну женщину приходилось 6,4 мужчины. А посему опять же нехитрые размышления наводят на мысль о процветании гомосексуализма в этом “аду на земле”, как некогда назывались австралийские поселения.
Едва ли не единственным развлечением ссыльнопоселенцев были пьяные посиделки в местных кабаках, где на сцене танцевали и “выделывали пикантные па” обнаженные женщины (как вы сами понимаете, из числа тех же заключенных). Интрига состояла в том, что женщины танцевали спиной к публике, а, дабы неистовые поклонники могли опознать своих пассий, на спину каждой прикреплялся свой знак. Вот такой вот нехитрый стриптиз времен колонизации Австралии. Кстати, забегая вперед, отметим, что в современной Австралии узаконен гомосексуализм. Правда, если совершеннолетие для всех наступает в 16 лет, то для гомосексуальных пар некоторых штатов этот возраст несколько отличается. Проституция узаконена тоже. Традиции, однако!
Первые добровольцы появились в Австралии в начале 19 века. А к середине того же века страна представляла собой компот из разрозненных колоний, почти никак не связанных друг с другом. Говорят, даже расстояние между рельсами было разным в разных местах.
Эпизод второй: “Золото и бараны (или золотые бараны)”
Небольшие стычки между вольнопоселенцами и каторжанами слегка взбадривали, но в целом атмосферу жизни не оживляли: Австралия опять вздремнула. Однако отоспаться как следует ей не дали, открыв в 1851 году месторождение золота. И, как это обычно водится, началась золотая лихорадка, повлекшая за собой крупное перемещение в австралийский Клондайк человеческих ресурсов в лице авантюристов-золотоискателей – выходцев из Европы и Азии.
Контингент становился все отборнее и отборнее. На дорогах вплоть до начала ХХ века (или до окончания золотой лихорадки – кому как удобнее считать) процветали грабеж и разбой. Разбойников называли бушренджерами – лесными разбойниками, по названию места их обитания. Однако ничего общего со знаменитыми благородными обитателями Шервудского леса они не имели. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что основную их массу составляли бывшие заключенные, профессиональный зуд многих из которых так и не унялся в этом “аду на земле”. Основной целью набегов было самообогащение, что, однако, не помешало некоторым из них прославиться настолько, что статуэтки наиболее знаменитых из них можно в качестве сувениров купить в Австралии и по сегодняшний день.
Стоит ли говорить о том, что этот период истории Австралии напоминает времена Дикого Запада в Америке? Пожалуй, не стоит. Проницательному читателю и так все ясно.
Еще одной стороной австралийской жизни, приносящей немалую прибыль, кроме мытья золота и разбоя, постепенно становилось овцеводство. Начиная с конца XVIII века и по сей день, Австралия была и остается кладезем и практически единственным источником знаменитой австралийской мериносовой шерсти, которая составляет одну из главных статей национального дохода страны.
Кстати говоря, барашков живьем вывезти отсюда весьма и весьма затруднительно, поскольку они считаются национальным достоянием нации. Зато баранину напропалую экспортируют во все страны мира, что не удивительно: при таких объемах овцеводства жители Австралии просто не в состоянии поглотить всех выращиваемых баранов.
Эпизод третий: “Дорогая моя столица”
Ко времени создания самостоятельного государства в Австралии было два крупных города – Сидней и Мельбурн, ни один из которых не желал уступать другому право называться столицей. Посему было найдено третейское решение: основать столицу как раз на середине пути из одного города в другой. Столицу нарекли Канберрой в честь двух живописных холмов, между которыми она расположилась. Название досталось от аборигенов, которые увидели в холмах сходство с женской грудью, соответственно чему и нарекли. К слову сказать, в Австралии весьма трепетное отношение к женскому полу (опять традиции?): кроме того, что их столица носит столь пикантное название, они еще и все тайфуны (коих там немало) женскими именами поназывали.
На этом, пожалуй, оставим историю и окунемся в мир современной Австралии.
Современность глазами эмигрантов
Однозначно сказать, плохо или хорошо в Австралии нашему человеку, наверное, не сможет никто. Как говорится, Солнце большое, но даже его на всех не хватает. Однако мнение большинства сводится к тому, что Австралия пригодна для жизни. Более того, она пригодна для хорошей жизни.
Вино, водка и селедка
Начнем с того, что австралийцы – нация пьющая (за что им большое человеческое спасибо от бывших наших сограждан, которые в противном случае могли бы чувствовать там себя весьма и весьма неуютно). Пьют не до упаду, но регулярно. А что касается аборигенов, то те вообще большие любители огненной воды. Когда австралийские власти, всеми силами пытавшиеся сохранить культуру, обычаи, да и самих аборигенов от деградации и вымирания, хотели ограничить или вовсе запретить употребление этого зелья, представители местных общин аборигенов выступили с протестом, заявив об ущемлении их прав. Так что, если кого и можно видеть под забором, то это аборигенов.
Продукты, по общему мнению, в Австралии хорошие, аппетитные и очень вкусные. Так что проблем с отсутствием «привычных продуктов» почти нет. Правда, есть кое-какие нюансы. Например, их майонез преимущественно кисло-сладкий, а в соленые огурцы, как правило, добавлен уксус. А вообще в магазинах есть все, включая кенгурятину, крокодилятину и акулятину.
Чистота – залог здоровья
Кроме пьяных аборигенов по пятницам, на улице никто и ничто не валяется. Чисто у них очень. Зато есть милая традиция выставлять ненужные вещи около своих домов, чтобы их могли забрать нуждающиеся. Многие эмигранты именно посредством этого обзавелись мебелью и всякой кухонной утварью. Вообще, говорят, что в Австралии проще приобрести мебель, чем от нее избавиться. Для подобных «выставок» в году отведена всего неделя. Если в течение этой недели твою мебель никто не забрал, то, будь добр, убери ее туда, откуда взял или заплати (и неслабо!) мусорщику, чтобы он ее вывез.
Кстати, про мусор. На каждые 100 метров приходится один мусорный бак, а устроиться мусорщиком вообще нереально, ибо по уровню зарплаты и социальных льгот категория этих людей «следует за министрами и космонавтами». На улицах чисто настолько, что многие предпочитают ходить по улицам босиком (правда, злые языки утверждают, что это идет от желания сэкономить на одежде), а также сидеть в аэропортах, вокзалах и других местах ожидания на полу, игнорируя стулья.
Почему Австралия не Америка
Рассказывая о жизни в Австралии, никак нельзя обойти вниманием тот факт, что у нее много общего с Америкой. Кроме одинаковых исторических сценариев, можно отметить многонациональность, сравнительную молодость государства и общий язык – английский. Однако если в Америке «народы переплавляются в общем котле, чтобы могла родиться новая нация – американцы», то в Австралии, почти каждый житель которой имеет исторические корни за пределами континента, национальности не смешиваются. Здесь можно прожить всю жизнь, оставаясь русским. Кроме того, австралийцы признают существование русской культуры и не тешат себя мыслями о том, что их культура – самая культурная в мире (здесь имеется в виду, прежде всего, культурное наследие, а не общий культурный уровень нации – в этом смысле нам до Австралии еще очень далеко). Но в то же время Австралия для австралийцев является родиной слонов (вспомним незабвенный застой у нас!). Все остальные страны для них существуют, потому что существуют.
Что касается английского языка, то его и английским-то назвать трудно, потому как каждый народ добавляет в язык что-то свое, согласно акценту.
Что характерно еще, так это то, что в Австралии, как и в Америке, принято стучать на соседей. Однако если в стране всеобщего благоденствия это негласное правило, то в Даун Андер о такой возможности предупреждают таблички – профили полицейского и двух штатских разной расовой принадлежности, напоминающие наше застойное изображение вождей мирового пролетариата, – этакая троица Маркс-Энгельс-Ленин. Наверное, это тоже отголоски традиций, сложившихся во времена колонизации.
Поиск билетов и отелей
Добавить комментарий