Наши публикации | Витус Беринг: российский Колумб и его 13 загадок. Часть первая

Больше всего Беринга мучил холод. В начале декабря землянки, наспех вырытые моряками, промерзали до основания. Но дело не только в этом. Великому командору оставалось жить несколько дней, и его организм мучительно отсчитывал последние отпущенные ему часы.

8 декабря 1741 года Беринг умер в полном сознании. Поразительно! Но дело и слава выдающегося исследователя также оказались на долгие годы «замурованы». Словно невидимая длань рока похоронила в тот день на острове, названном позже в честь Беринга, не только тело, но и сам образ исследователя, посвятившего России целых 38 лет своей жизни!

«Ежели целой мир признал Колумба искусным и знаменитейшим мореплавателем; ежели Великобритания превознесла на верх славы великого Кука, то и Россия обязана не меньшею признательностию первому своему мореплавателю Берингу». Это мнение выдающегося ученого В. Берха. Его разделяют многие представители научных кругов. Многие, но не все.

Почему же результаты двух сложных «сверх всякой меры» Камчатских экспедиций, которые считаются главным этапом Великого освоения Севера, неоднозначно оценивают потомки знаменитого датчанина? Загадки и еще раз загадки...

Загадка первая. Сам себя… похоронил?

«Если бы мы успели доплыть до Камчатки…», – в который уже раз мысли замерзающего командора возвращались к главному. – «Но это не полуостров, теперь уж ясно... Проклятый туман!»

В пещеру вошел матрос с лопатой, чтобы освободить капитана от осыпающегося со стен песка. Но Иван Иваныч – как называли датчанина в России – остановил его. Песок приятно согревал тело, и Беринг не просто запретил его чистить, но и попросил засыпать себя по грудь. Как говорили, словно заранее «похоронил» сам себя. И когда все было кончено, осиротевшей команде пришлось откапывать командора, чтобы… заново предать земле. Почти что в соответствии с правилами погребения. Почти, но не совсем.

Долгое время ученые, изучавшие наследие путешественника, не могли понять фразу о захоронении Беринга из монографий его современников: «Командора привязали к доске…» Причем тут доска? Протестантские обычаи, вроде, не предполагают такого обряда? Но русско-датская экспедиция к месту упокоения командора, предпринятая летом 1991 года, буквально докопалась до истины. Не секрет, что одновременно с командором на неизвестном тогда острове схоронили еще нескольких членов команды. Но из-за недостатка древесины лишь Беринг, как показали раскопки, был обложен корабельными досками. Так что в итоге все-таки получилось некое подобие положенного гроба, хотя и без дна.

Загадка вторая. Каким ветром?

Не менее загадочно и само начало этой истории. Казалось бы, каким ветром, вообще, могло занести в Россию Витуса Йонассена Беринга, появившегося на свет 12 августа 1681 года в далеком датском Хорсенсе? Вряд ли ответ может быть односложным. Скорее, речь идет о множестве мелочей – неприметных, на первый взгляд, но в комплексе очень важных.

Согласно последним исследованиям, фамилия «Беринг», скорее всего, производная от Бьёринг – название родового имения семьи в датской области Виборг. Однако на момент рождения Витуса именитый род Берингов оказался разорен. Мать будущего первооткрывателя Анна Беринг вышла замуж за таможенника Ионаса Свендсена, человека весьма уважаемого, религиозного, но не более того. И после смерти родителей Витусу досталась лишь символическая сумма, которую он передал на поддержание неимущих родного города. Едва ли представитель славного аристократического рода не мечтал в глубине души вернуть былое величие своей фамилии!

К тому же жили Беринги на берегу замысловатого залива, окруженного скалами, так что мальчишкой Витус очень любил прогулки на самодельных лодках. Тем более что в центре фиорда располагался маленький остров – первый объект путешествий и исследований маленького Беринга.

Нельзя не вспомнить и о том, что Дания в XVII веке активно интересовалась новыми землями. Достаточно назвать морские походы на средства датского короля к берегам Индии и Гренландии, а также о затертой льдами экспедиции Й. Мунка, которая пыталась пройти через Северный Полюс в Китай. Так что интерес Витуса к географическим изысканиям и его желание сделать карьеру именно «морским путем» вполне понятны. Впоследствии его брат Свен также стал мореплавателем, а друг Сивере дошел до звания адмирала военно-морского флота России.

Но принципиальным пунктом карьеры Беринга, по-видимому, стал Амстердам. Здесь в 1703 году он окончил престижный морской кадетский корпус и познакомился с русским вице-адмиралом норвежских кровей К. Крюйсом. Способный молодой человек привлек внимание Крюйса, который и выхлопотал для 22-летнего Беринга местечко унтер-офицера в составе ВМФ России, развивающегося семимильными шагами.

Загадка третья. Почему Беринг?

Дальше, как говорится, дело техники и таланта. Молодой Беринг хорошо владел языком моря: картографией, астрономией и навигацией. Да к тому же отличался выдержанностью характера и исполнительностью. А по ходу войны со Швецией ему удалось успешно выполнить несколько специальных поручений самого Петра I и произвести на государя весьма благоприятное впечатление. Царь Петр лично был знаком с Витусом, поручал ему ответственные задания и даже доверил командовать самым крупным линейным кораблем своего флота, на борту которого было 90 пушек.

Петр, вообще, благоволил к иноземным специалистам, мечтая модернизировать флот и покончить с казнокрадством. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно Берингу было поручено возглавить Первую Камчатскую экспедицию (1725-1730 гг.), после которой ему досрочно присваивается звание капитан-командора, а затем, с 1733 по 1743 гг., еще и организовать Вторую, более грандиозную Камчатскую экспедицию. Это 16-летнее путешествие – а не многочисленные боевые заслуги – и помогло Берингу сделать великие географические открытия, принесло мировую известность. Так что на первый взгляд кажется: все шло как по маслу. Но только на первый взгляд.

Загадка четвертая. Экспедиция а-ля франсе?

Что же искал Беринг у берегов Америки? На сей счет есть разные мнения. Ситуация осложняется еще и тем, что по заведенной некогда российской традиции, северная миссия Беринга была глубоко засекречена. В результате чего какие-то свидетельства времени долгое время были не доступны для изучения, другие – вовсе забыты и утрачены. К тому же всего спустя три дня после начала первой экспедиции умирает Петр I, а его наследники уже совсем иначе относились как к морским изысканиям в целом, так и к многочисленным иностранцам времен Петра в частности. К мнению участников экспедиции в верхах прислушивались далеко не всегда, да и сами их судьбы простыми не назовешь.

Предчувствуя, как все сложится после него, Петр торопился снарядить экспедицию. Хотя найденные впоследствии документы опровергают традиционную версию о том, что сама идея экспедиции принадлежит именно гению российского государя. Сегодня известно, что к этой мысли амбициозного царя давно и тщательно подталкивал немецкий ученый Лейбниц, мнением которого Петр очень дорожил. «Соединяется ли американский материк с Азией или между ними существует морской пролив?» – вот вопрос, который интересовал мировые научные круги давно, но оставался не исследованным. Так что в итоге экспедиция была организована не столько с подачи российской стороны, сколько по желанию и настоянию зарубежных институтов и, в частности, Парижской академии. На плечи молодого российского флота легла тяжелая ноша невиданной доселе экспедиции. Безусловно, почетной, но посильной ли? К слову, несмотря на заинтересованность в этом вопросе разных государств, ни одно из них не пожелало снарядить свои экспедиции в этом направлении. Ни одно, кроме российского.

Загадка пятая. Готовность есть, едим ремни?

В виду сложности предприятия с самого начала все пошло не так, как планировалось. Хотя подготовка к экспедиции затевалась нешуточная. Заранее были посланы отряды, которые занимались заготовкой леса для изготовления судов, «кожаных сум» для транспортировки муки и созданием продовольственных запасов. Но одно лишь путешествие по тундре к местам отплытия могло поставить крест на грандиозных замыслах! Согласно путевому рапорту, из 396 лошадей, отправленных из Якутска с продовольствием, до Охотска добрались только 129. Да что там лошади!

От недостатка провианта люди по дороге в Охотск ели «кожи и кожаные штаны», а также «ремни и подошвы». Не хватало то рабочих рук, то продовольствия, то снаряжения, то леса или смолы. А наспех сооруженные постройки постоянно обваливались. Плюс эпидемии кори и падеж скота…

А чего стоил этот великий географический рывок коренному населению, которое в едином порыве вынуждено было таскать тяжеленные грузы по всей Сибири и Камчатке! Притом что и сами перемещения экспедиции по суше далеко не всегда были логичны. Связано это, в первую очередь, со слабым знанием территории. Едва ли Беринг был уверен в том, что Камчатка – полуостров. Ведь только его же собственные изыскания помогли в итоге описать южные границы Камчатки, куда, выйдя из Охотска, сначала и прибыла команда. Но вряд ли ответственность за столь напряженную подготовку стоит возлагать лишь на Беринга.

Загадка шестая. Открыл, но не понял ЧТО?

Пополнив на Камчатке запасы пресной воды, экспедиция двинулась далее, отмечая по ходу все, что виделось вокруг, со всей тщательностью. Путь Беринга лежал на северо-восток. После иностранных исследователей более всего удивляло, что, открывая новые мысы или заливы, Беринг давал им названия, либо сообразуясь со святцами, либо по именам членов своей команды – часто людей самых простых. К примеру, Шумагинские острова были названы так, поскольку именно здесь обрел свой последний приют матрос Шумагин. Пусти по этому маршруту англичанина или испанца, среди имен графов и принцев на карте, наверняка, не нашлось бы ни одного простолюдина.

А вот имя самого Беринга навсегда вошло в историю 16 августа 1728 года. Именно в этот день он открыл пролив между Америкой и Азией. Правда, понял ли он это сам – навсегда осталось загадкой. И лишь Джеймс Кук, спустя 50 лет повторяя и подтверждая маршрут Камчатской экспедиции, воздал первооткрывателю по заслугам и назвал-таки этот пролив именем Беринга.

Но для самой команды исследователей под предводительством командора тот августовский день стал серьезным разочарованием. Опасаясь наступления холодов, Беринг дал команду плыть обратно. Чем вызвал массу вопросов не только со стороны коллег, начальства, но и въедливых потомков.

В исследованиях нередко приводятся факты, подтверждающие, что появления льдов в этом районе можно было ожидать лишь к концу октября. А это означает, что чисто теоретически Беринг мог бороздить прибрежные воды Америки еще целых два месяца! И не просто бороздить, но и пристать к ее берегам, которые и впрямь находились рядом, грезились командору, но из-за туманной погоды не были видны со стороны океана. Почему же он решительно дал задний ход?

Этот шаг Беринга принято объяснять излишней осторожностью характера, его нерешительностью. Что, по мнению некоторых историков, вполне оправдано. Едва ли более страстный и импульсивный начальник экспедиции справился бы с управлением такой кампанией и выдержал все ее тяготы. Однако с точки зрения российского менталитета оправдания командору не было. Ему предстояло очень сложное объяснение с петербургским начальством. Но даже это не заставило датчанина продолжить исследования. Скорее всего, перед глазами у Беринга всегда стоял образ соотечественника Мунка, затертого северными льдами. Скорее всего…

Продолжение следует…

Неавторизованный пользователь не имеет права голосовать.
Авторизоваться / Зарегистрироваться
Рейтинг
4
Авторство: TravelWorld (Наталья Масляник)
Дата публикации: 18/05/2009
Метки: история
Комментарии: 0
Функция доступна только зарегистрированным пользователям
Континенты, упоминаемые в статье: Европа
Страны, упоминаемые в статье: Россия

Комментарии (0)

Написать комментарий
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Авторизоваться / зарегистрироваться

Полезно знать

Новая Зеландия – рай для поклонников саги «Властелин колец». Фильм снимался именно там: зловещий Мордор – национальный парк Тонгариро, волшебный Ривенделл – заповедник Каитоке, да и сам Хоббитон – тоже одна из новозеландских ферм. Кстати, декорации стоят там и по сей день – возможно, в качестве достопримечательности XXI века.