Блоги | Пользователь: TravelWorld

18/04
2013

Крымские заметки. Глава 3 - Объект 825 ГТС (Балаклава)

Завершить военно-морскую тему мне хочется рассказом про уникальный (в своем роде) завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве. Еще не так давно - секретный объект 825 ГТС. Погружаемся.

Завершить военно-морскую тему мне хочется рассказом про уникальный (в своем роде) завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве. Еще не так давно - секретный объект 825 ГТС. Погружаемся. 

Холодная война - вот главный виновник, благодаря которому родились многие безумные проекты, строились бункеры, пусковые шахты в труднодоступных местах, вырубались огромные скальные массивы, а целые города оказывались закрыты от внешнего мира. 

Проект завода по ремонту подводных лодок лично одобрил Иосиф Сталин. Уже после его смерти, в 1957 году закипела работа. В Балаклавской бухте долбили скальную породу - шло круглосуточное строительство сверхсекретного объекта 825 ГТС, именно такое кодовое название получило уникальное гидротехническое сооружение. Было выбрано более 120 тысяч тонн породы, которую вывозили на баржах ночью, чтобы не привлекать внимания. В 1961 году работы были завершены. Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок (проекта 615) и жителей небольшого города с населением три тысячи человек. Сооружение выдержало бы удар атомной бомбы (в 5 раз более мощной, чем сбросили на Хиросиму). Саму Балаклаву в 1957 году закрыли. Секретность была на таком уровне, что большинство местных жителей, вплоть до 90-х годов, не догадывались об истинном назначении объекта. Официально - это была городская телефонная станция.

На фотографии: 1 - заход для подводных лодок в горе Таврос; 2 - выход в Черное море на северной стороне горы, сразу и не догадаться - выход искусно замаскирован. Говорят, что лодки могли входить и выходить в море в подводном положении (скорее всего миф, т.к. глубины канала недостаточно).

Заход в канал перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом. Глубина канала 8, ширина 10-12 метров.

Площадь всех подземных сооружений более 5000 кв. м. Завод включает в себя: подземный канал с сухим доком, ремонтные цеха, различные технические помещения, склады. Обслуживали подземный завод около 300 человек. А с моря объект охранаяли боевые пловцы и специально обученные дельфины.

В 1961 году, Хрущев, с пролетарским размахом, приказал отдать весь завод под винные склады. Благо, нашлись разумные люди, которые смогли убедить «кукурузника» и завод удалось достроить и использовать по прямому назначению. Но правда не очень понятно насколько полноценно объект использовали. Новые типы подводных лодок не могли войти в завод из-за своих размеров, не говоря уже про атомные подводные крейсера.

Что не удалось Хрущеву, то удалось в 90-е, во время развала Союза. Пришла разруха (которая, как известно, не в сортирах, а в головах), охотники за цветными металлами бросились грабить и разрушать брошеный завод. Только решение создать музей холодной войны, спасло уникальное сооружение от окончательного разграбления. 

Ныне – это весьма интересный музей (филиал Центрального музея Вооруженных сил Украины), по которому я и проведу вас. На схеме наш маршрут обозначен красным пунктиром.

Заводская потерна – большой транспортный коридор. Использовался для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части завода в производственную часть. А также как убежище для личного состава в случае ядерного удара.

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках минно-торпедной части торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения, герметичность. Бассейн-кессон с подсветкой дна использовался для проверки герметичности торпед. Разгерметизацию определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные торпеды доставляли в арсенальную часть комплекса.

Потерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны. Протяженность коридора составляет 296 м., высота 4,5 м., ширина 4 м.

Сухой док.

Причал подземного 505-метрового канала, тут лодки ремонтировали и комплектовали. Канал ведет к морю.

А это путь к штольне №3, где располагался арсенал.

Вход в сухой док.

Арсенал – ремонтно-техническая база по подготовке вооружения для кораблей, подводных лодок и ракетных береговых частей. В арсенале хранились боевые головные части для торпед и ракет.

Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузки торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в канале в случае нанесения ядерного удара. В мирное время погрузку торпед осуществляли на причале.

Погрузочную площадку соединяет с локальной зоной арсенальная потерна длинной 304 м.

Шлюзовая камера арсенала предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва.

Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметично двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки противоатомных защитных ворот.

Вес герметичной двери 480 кг.

Двустворчатые арочные противоатомные ворота, предназначены для перекрытия проема 3 x 2.8 м. Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М-500». Общий вес одной створки 10 тонн, толщина 60 см., высота 3 м.

Макет дизель-электрической подводной лодки проекта 641.

Макеты аккумуляторных батарей.

Локальная зона являлась секретной зоной арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие из офицеров и мичманов. Тут хранились головные части ракет, проводились работы по их обслуживанию.

Самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 300 кв. м. Большая его часть разбита на 6 квадратов, на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых головок.

Кабинеты-сейфы, в которых хрвнилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ. Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см. и весом 300 кг.

Хранилище обычных и ядерных боевых зарядов для торпед и крылатых ракет. В помещении поддерживался постоянный температурно-влажностной режим (5-15 градусов, влажность 50-60%). В данный момент тут расположена экспозиция «История становления и развития Военно-Морских Сил Украины».

В центре локальной зоны находится поворотный круг для изменения движения транспортных тележек, на которых перевозили контейнеры с боеголовками. Все тележки 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. Все тележки перемещались вручную.

Одно из необлагороженных помещений.

Центр управления системами вентиляции и кондиционирования.

На технической площадке находились пульты управления климатом и вентиляцией, понижающая подстанция, сушильный шкаф для просушивания силикогеля, служебные помещения, учебные классы, кладовая, агрегатная и компрессорная.

На нулевом этаже технической зоны размещались системы автономного жизнеобеспечения (дизель-генераторы, холодильные машины и кондиционеры).

Строго храни военную и государственную тайну...

Коридор закрывали защитные электроконтактные двери.

Двор арсенала. Погрузочно-разгрузочная площадка.

Архивная фотография: загрузка ракеты на борт.

И еще одно фото: выход канала в Черное море на северной стороне горы.

Надеюсь, вам понравился этот рассказ. Спасибо за внимание.

Неавторизованный пользователь не имеет права голосовать.
Авторизоваться / Зарегистрироваться
Рейтинг
4
Комментарии: 0
Функция доступна только зарегистрированным пользователям
Континенты, упоминаемые в статье: Европа
Страны, упоминаемые в статье: Украина Россия

Комментарии (0)

Написать комментарий
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Авторизоваться / зарегистрироваться

Популярные пользователи

Россия Санкт-Петербург
Постов: 22 | Рейтинг: 173
Тунис Бизерта
Постов: 5 | Рейтинг: 124
Россия Krasnoyarsk
Постов: 0 | Рейтинг: 100
Постов: 2 | Рейтинг: 38
Россия Санкт-Петербург
Постов: 1 | Рейтинг: 28

Полезно знать

В Австралии и Новой Зеландии пиво местного производства пользуется большой популярностью. Однако ежегодный рост температуры, считают ученые, может плохо сказаться на производстве ячменного солода, без которого невозможно представить себе пиво – по крайней мере, австралийское. К тому же, некоторые части континента страдают от засухи, а это значит, что там явно недостает воды, без которой пиво тоже не сваришь.